ЭВОЛЮЦИЯ ДИЗАЙНА КАЗИНО
Отправляясь в любое казино, от Лас-Вегаса до Атлантик-Сити и Монте-Карло, можно быть уверенным в нескольких вещах. Вы найдете множество игровых автоматов, настольных игр и других вариантов азартных игр на казино-площадке. Во многих заведениях также присутствуют роскошные удобства и другие аспекты, привлекающие любителей комфортного отдыха.
Другие казино могут быть немного проще и привлекать другую аудиторию. В целом, современные казино прошли долгий путь в области дизайна. Тенденции приходят и уходят, но цель казино всегда оставалась привлечь игроков и предоставить им разнообразные развлечения.
Со времен азартных игр на Диком Западе до возникновения казино Лас-Вегаса и появления мега-курортов, казино прошли значительные изменения в области дизайна. Взглянем на некоторые из этих изменений за последний век.
РАННИЕ ИГОРНЫЕ ДОМА
Люди увлекались азартными играми на протяжении веков, и предприимчивые предприниматели всегда были готовы предложить им подходящее место для этого. Они с радостью использовали статистические преимущества, которые дает организация азартных игр.
Древние жители Месопотамии, греки, римляне и англичане времен Елизаветы принимали участие в различных формах азартных игр, но какими были ранние казино? Несмотря на то, что азартные игры существовали уже много веков, многие из игр, аналогичных тем, что знаем сегодня, были разработаны в Греции и Риме в классическую и средневековую эпохи. Греки использовали шестигранные кости еще в VII веке до н.э.
«Игры с костями правили балом даже среди знати Рима», — отмечает автор Дэвид Шварц в своей книге «Кости: История азартных игр». «Многие из ранних римских императоров выделялись своим азартом.»
К таким правителям относились Калигула, Клавдий, Нерон и другие. Владельцы таверн часто устраивали игры, выступая своего рода казино в то время. Когда вулкан Везувий извергся в 79 году н.э., надписи, связанные с азартными играми, сохранились на некоторых стенах Помпей. Игроки также делали ставки на скачки колесниц, гладиаторские поединки и многое другое.
К XV веку азартные игры были популярными по всей Европе. Однако создание специальных мест для этой деятельности все еще было в зачаточном состоянии. В Англии азарт был распространен, но идея о казино или азартном клубе все еще не принималась на вооружение.
«…азарт был широко популярен в Англии до и после времен Чосера», — отмечает Шварц. «Ярмарки, фестивали и путешествующие карнавалы, вероятно, включали множество азартных игр и пересекали английскую местность в средние века и эпоху Возрождения.»
В конечном итоге, кто-то решил воплотить идею в жизнь и предложить посвященное место для тех, кто хочет чаще играть в азартные игры. Первым из таких мест стал Ридотто (итальянский термин для «частной комнаты») в Венеции, открытый в 1628 году. Заведение было частью Палазцо Дандоло, отеля, построенного в конце XIV века. Позднее таких заведений стало еще больше по всей Европе.
Эти ранние игорные дома обычно обслуживали зажиточных игроков общества. Они часто имели роскошную обстановку и предлагали игры с высокими ставками. На столах сидели только представители знати, и был установлен строгий дресс-код. В Ридотто была представлена «венецианская дворцовая архитектура», как указано в «Архитектуре Венеции».
С развитием популярности азартных игр, в том числе и в Новом Свете, казино стали привлекать более обычных людей.
КАЗИНО И АЗАРТНЫЕ ИГРЫ НА ДИКОМ ЗАПАДЕ
Игорные дома в Новом Свете претерпели существенные изменения с развитием походов на Запад. Некоторые из азартных игр, включая покер, появились на речных лодках вдоль реки Миссисипи. Эти лодки, очевидно, не были специализированными казино, и игры могли начинаться, пока пассажиры ждали своей остановки вдоль реки.
Даже знаменитый писатель Марк Твен научился играть в покер на этих речных маршрутах. Во время Гражданской войны многие солдаты тоже играли в карты и кости, ожидая сражений в своих лагерях. После войны, когда американцы стали двигаться на Запад, азартные предприниматели были готовы предложить свои любимые игры.
По мере того, как мужчины отправлялись на Золотой бум, занимались фермерством, скотоводством, меховой охотой, лесозаготовкой и другими видами работы, везде появлялись салуны и азартные дома. Они сильно отличались от элитных казино, которые можно было найти в Европе. К 1880 году на Западе уже было много салунов, и только в одном Ливенворсе, штат Канзас, их было около 150, а также четыре оптовых ликерных магазина.
Салуны позволяли мужчинам выпить крепкий напиток и были гораздо более шумными, чем можно было ожидать в европейском казино для дворян. Ковбои могли привязать своих лошадей спереди, и многие салуны предлагали бесплатные обеды, чтобы заставить посетителей пить и играть в азартные игры.
В салунах часто устраивались игры в покер, а также иногда в кости и рулетку. В те дни карты не всегда были легко достать и использовались многократно. Это означало, что карты были согнуты и многие из них были преднамеренно помечены нечестными игроками.
Эти заведения обычно были закурены и плохо освещены, далеко не такие, как современные казино. Некоторые из них, возможно, даже имели бордели на территории. Города вроде Дедвуда, Форт Уорта, Сан-Франциско, Томбстоуна, Додж-Сити, Денвера и другие были окутаны атмосферой веселья и непредсказуемости, привлекая множество приключенцев, готовых рисковать и играть на свои зарплаты.
«Могучий отряд золотоискателей, игроков и других оптимистов пронесся к Черным Холмам, превратив маленький Дедвуд в бумтайм, полный раскрашенных дам и игровых столов в роскошных салунах, хотя большая часть жилья состояла из палаток», — пишет автор Джим Макманус в своей книге «Ковбои полные: История покера».
В то время как американские азартные дома представляли собой более равноправное место для всех слоев населения, европейские казино сохраняли более традиционную атмосферу, привлекая зажиточных игроков Европы. Казино по всей Европе в середине и конце XIX века, включая Монте-Карло, были гораздо более величественными и имели роскошную атмосферу, которую можно увидеть в современных игровых горячих точках по всему миру.
Фотографии того времени показывают большие залы с игроками в костюмах и платьях за игровыми столами. Элементы дизайна включали настоящее мастерство, такие как люстры, роскошные светильники, деревянные отделки и многое другое. Владельцы азартных заведений тратили огромные суммы для создания заведений, привлекающих богатых игроков Европы.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЛАС-ВЕГАСА И СОВРЕМЕННЫХ КАЗИНО
Дух «Дикого Запада» продолжал существовать в казино XX века, но азартная индустрия медленно начала видеть некоторые изменения в первой половине и середине 1900-х годов. По мере приручения Запада и введения анти-азартных мер во многих местах, город, расположенный в пустыне Невады, предоставил оазис азартных игр к середине 1940-х годов, после того как легализация казино была принята Невадским законодательством в 1931 году.
Многие из них имели западную тематику и предлагали не слишком много развлечений, кроме дешевого алкоголя и множества азартных игр. Они определенно не были блестящими мега-курортами, которые в конечном итоге заселят город. Фактически, были введены два следующих термина, чтобы различить более регальные заведения от менее изысканных казино:
- Песчаный дом (Sawdust joint) — типичное игорное заведение, которое не предлагало много красивого декора. Владельцы часто посыпали песок на пол, чтобы он легче впитывал пролитые напитки.
- Ковровый дом (Rug joint) — это означало, что в казино использовались ковры на полу, а обстановка была более декоративной и изысканной.
В 1930-х и 1940-х годах Лас-Вегас представлял собой в значительной степени первый тип казино. Однако другие незаконные казино в других частях страны, такие как Флорида и даже Техас, показали более четкий образ того, куда в конечном итоге направится отрасль.
«Рост игорной индустрии Невады в течение первых пяти лет был медленным», — отмечается в «Scarne’s New Complete Guide to Gambling». «Игорные дома были преимущественно обычными казино, которыми пользовались в основном игроки из Запада, и размер ставок там был незначительным по сравнению с незаконными роскошными казино и крупными казино с ковровыми полами во Флориде, Иллинойсе, Нью-Джерси, Нью-Йорке и других местах. В 1946 году начали происходить события, которые вскоре сделали Неваду азартной столицей мира».
В том году Бенджамин «Багзи» Сигел открыл казино «Фламинго», которое стало самым роскошным казино в Лас-Вегасе на тот момент. Он предвидел основное привлечение, так как все больше и больше американцев переезжали в близлежащую Калифорнию. Он надеялся, что эти новые переселенцы могут заинтересоваться некоторыми азартными играми в соседнем Лас-Вегасе.
Сигел был поддержан в проекте мафией, такими как Майер Лански, и 26 декабря 1946 года был официально открыт фасад на сумму в $6 миллионов. «Фламинго» предлагал отель с 105 комнатами, включая кондиционер, большие сценические шоу, пышные сады, бассейны и дилеров во фраках.
Заведение рекламировалось как «Самый великолепный курортный отель на Западе», и «Фламинго» стал первым роскошным казино на Лас-Вегас Стрип. На сцене заведения выступали самые крупные имена развлекательной индустрии, такие как Мартин и Льюис, Сэмми Дэвис младший, Дэнни Томас, Лина Хорн, Спайк Джонс и другие.
Целью было предложить больше развлечений, чем просто азартные игры, и это предположение оказалось верным. Казино было успешным, но Сигел не дождался долгосрочного успеха заведения — его застрелили в его доме в Лос-Анджелесе в 1947 году. Стрелок так и не был идентифицирован.
Сигел оставил после себя наследие, создав курортное казино, которое стало доминирующим в современной игровой индустрии.
МЕГА-КУРОРТЫ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Переход к казино в стиле «Фламинго» не произошел в одночасье, но в 1960-х и 1970-х годах казино продолжали улучшать свою игру. «Caesars Palace» был на переднем крае этого процесса, когда открыл свои двери в 1966 году.
Этот отель запустил тренд «фантазийной архитектуры» в Лас-Вегасе, который заставил город полюбить казино с различными темами, включая Древний Рим (Caesars), Средневековье (Excalibur), Древний Египет (Luxor), Большое Яблоко (New York New York) и многие другие. Видный азартный предприниматель Джей Сарно создал фантазийный мир казино для клиентов с множеством опций, которые все исходили из казино.
«Он понимал психологию игрока», — отмечает автор Майкл Каплан в своей статье о казино «Caesars Palace». «Одной из важных идей, которую он придумал для ‘Caesars’, было то, что залы для представлений, бассейны, рестораны и лифты все радиально располагались от казино. Только истинные азартные игроки знали, что гости, вынужденные проходить мимо игровых столов, чтобы попасть куда-то, не могли устоять перед соблазном сделать хотя бы маленькую ставку в пути».
Эти элементы дизайна продолжали развиваться в других заведениях. Стив Уинн дополнил динамику мега-курортов, значительно расширив «Золотой Наггет» в центре Лас-Вегаса в 1977 году. Этому последовали еще более крупные проекты, такие как «Мираж» в 1989 году, стоимость которого составляла 600 миллионов долларов. Это заведение стало первым казино в Лас-Вегасе, в котором установили камеры наблюдения для отслеживания происходящего за игровыми столами.
В 1993 году Уинн также представил «Остров Сокровищ» стоимостью 460 миллионов долларов, представив пиратскую тематику и бесплатное пиратское шоу на Стрипе. Также в конце 1990-х годов Уинн представил в Лас-Вегасе отель «Белладжио» и «Бо Риваж» в Миссисипи. В 2000-х годах титан азартной индустрии продолжал строить более роскошные и более масштабные казино, включая «Wynn Las Vegas» в 2005 году, стоимость которого составляла потрясающие 2,7 миллиарда долларов.
Потом был добавлен «Wynn Macau» в 2006 году. Этот бизнесмен сыграл важную роль в изменении вида и размера казино не только в Лас-Вегасе, но и во всем мире. Его чувство стиля, роскоши и художественности продолжается и сегодня в некоторых из самых больших и роскошных заведений в мире.
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Многое в интерьерном дизайне казино, когда речь идет об игровых залах, претерпело крупные изменения за последние несколько десятилетий. Многие заведения предпочитали «лабиринтную компоновку», которая не позволяла посетителям легко найти выход из казино и, возможно, заставляла их играть.
«Идея состояла в том, чтобы казино быстро привлекало игрока, а затем делало покинуть его невероятно сложно», — пишет Кристофер Налл в своей статье о дизайне казино. «Концепция лабиринта широко принята и быстро вошла в мифологию вегасской поп-культуры. Поэтому на стенах нет часов и нет окон в казино, как часто говорят, чтобы сбить вас с толку о времени».
В 1970-х годах казино размещали игровые автоматы в рядах, но это уступило место более раздельным игровым столам и аппаратам в 1980-х и 1990-х годах. Игрок мог увидеть множество вариантов, стоя на одном месте в этом лабиринте казино.
Однако к 2000-м годам казино начали предпочитать еще более открытый стиль. Большие потолки мега-курортов создавали более динамичное и просторное ощущение. Лабиринт был забыт в пользу небольших групп игр и даже некоторое количество солнечного света было разрешено входить.
Этот «подход площадке», как его стали называть, был идеальным для мега-курортов — с акцентом на комфорт и предлагая роскошный опыт. Больше пространства также сделало азартные игры более общим, социальным опытом.
Казино и их дизайн, как интерьерный, так и экстерьерный, всегда изменяются. Тематические казино в последние годы, кажется, стали менее популярными в отрасли, так как акцент все больше переносится на «курортную» часть «курорт-казино». Роскошь и развлечения теперь часто акцентируют внимание руководства казино так же, как и возможность сыграть в игровые автоматы или на столах с карточными играми.
Спортивные букмекерские конторы также заняли еще больше места в некоторых заведениях, таких как «Westgate Superbook» и «Circa» в Лас-Вегасе, удовлетворяя растущему спросу на спортивные ставки. Оба заведения предлагают огромные площади для просмотра игр и совершения ставок.
В последние годы кажется, что было даже движение в обратном направлении от огромных курортов, на которые так привыкли посетители казино. Многие компании также вводят меньшие казино, предпочитающие более социальное взаимодействие среди гостей.
«Теперь больше не применим принцип «чем крупнее, тем лучше» для казино», — отмечает «Architecture Here and Now«. «Один из трендов, который появился за последние несколько лет — это бутиковая атмосфера, создание более интимных пространств внутри большого помещения с помощью так называемых «структур внутри структур» фирмы Steelman Partners из Лас-Вегаса, которой руководит Пол Стилман».
По мере изменения интересов и вкусов азартных игроков, казино и дизайнеры продолжают работать над тем, чтобы наилучшим образом удовлетворить эти требования. Азартные игры прошли долгий путь от окружных ярмарок и поля боев Гражданской войны, а современные казино ушли далеко от салунов Дикого Запада и тех Лас-Вегасских «песчаных домов».